Официальное заявление Ассоциации предприятий Оборонно-промышленного комплекса по принятию поправок к Закону Республики Казахстан от 18 марта 2019 года № 236-VІ ЗРК «Об оборонной промышленности и государственном оборонном заказе».
Проработав всего 2 года, данный закон показал всю свою несостоятельность, и более того, вредность для развития отечественной Оборонной отрасли.
Ассоциация предприятий Оборонно-промышленного комплекса (ОПК) в 2021 году обратилась к депутатам Парламента Мажилиса РК с просьбой обратить внимание на несовершенство данного закона. Господин Линник А.Г. (в то время депутат Мажилиса), откликнулся на призыв отечественных производителей и взял к рассмотрению наши предложения. Результатом его работы стали подготовленные и инициированные поправки в Закон о ГОЗ.
Являясь руководителем Рабочей группы по подготовке поправок, он был объективным и требовательным председателем заседаний.
Однако, по неизвестной нам причине, господин Линник неожиданно сложил с себя полномочия руководителя группы, и мы после долгого перерыва, начали работать под руководством депутата Кучинской Юлии Владимировны.
Все заседания Рабочей группы проходили в атмосфере приоритетного мнения представителей государственных органов, которых выслушивали в первую очередь, и которых приглашали к очному участию, в отличие от представителей предприятий, которые участвовали в работе удаленно.
За прошедшие уже 2 года обсуждений, Рабочая группа так и не приняла основных требований отечественных производителей, ради которых, собственно, и была организована эта работа.
За этот период Верховный Главнокомандующий неоднократно подтверждал наши тезисы и наши предположения, как в двух посланиях к народу Казахстана, так и в других своих публичных выступлениях.
Мы уверены, что невозможно выполнить поставленные Президентом Республики Казахстан задачи о развитии отечественной Оборонной промышленности и поддержке отечественного оборонного производства без этих изменений, которые ещё два года назад мы требовали внести. Эти требования, к сожалению, остаются актуальными и сегодня, по прошествии долгого периода с момента их инициирования:
- Разрешить долгосрочные контракты! Касым-Жомарт Кемелевич в Послании от 1 сентября 2023 года прямо сказал о долгосрочных контрактах и off-take контрактах с реальными отечественными производителями, однако Рабочая группа говорит о контрактах на 5 лет, что безусловно лучше, чем сегодняшний срок заключения на 1 год и за редким исключением, на 3 года, но меньше чем стратегические 10 лет. Эта норма могла бы вынудить Министерство обороны строить долгосрочные планы и принимать взвешенные решения, а оборонной промышленности планировать свою деятельность и конструкторские разработки, НИОКР, на годы вперед.
- Отменить правила ценообразования и перевести все оборонные предприятия на Международные стандарты финансовой отчетности (МСФО)! Это высвободило бы работников профильных министерств от несвойственной им работы по финансовому контролю и облегчило бы отчетную нагрузку на отечественные оборонные предприятия. Правила ценообразования – это анахронизм советского периода, когда вручную пытались учесть все затраты. На сегодняшний день Правила ценообразования не учитывают расходы на больничные листы, отпускные и другие предусмотренные гражданским законодательством расходы. Они не предусматривают расходы на НИОКР и другие затраты, которые несут предприятия. При этом, данные Правила ценообразования НЕ РАСПРОСТРАНЯЮТСЯ на иностранных поставщиков, с которыми отношения нашего государства построены на принципах соотношения Цена/Качество. Отечественные производители лишены этой «привелегии».
- Разрешить консорциумы по исполнению Гособоронзаказа! В соответствии с Законом о государственных закупках и Кодексом предпринимательства, бизнес Казахстана имеет право на объединение в консорциумы ради выполнения того или иного заказа, однако оборонные предприятия лишены этого права по Закону о ГОЗ. Это не только противоречит вышестоящим законодательным актам, но и лишает бизнесу Казахстана развивать вертикальные связи, привлекать сырьевиков и в целом, ограничивает число поставщиков и возможности конкуренции.
- Ограничить полномочия военных представителей только рамками качества изготовляемой ОПК продукцией! Институт военных представителей должен заниматься оценкой качества изготовляемой продукции, а не вмешиваться в административно-хозяйственную деятельность предприятий, военные представители требуют сведения носящие коммерческую тайну, тайну интеллектуальной собственности, а также добиваются допуска к личным данным работников предприятий. Зачастую военные представители не обладают необходимой квалификацией для финансовой проверки, однако проводят её и затем инициируют судебные разбирательства, которые государственные органы проигрывают. Расходы по данным судебным разбирательствам несут предприниматели, и они не возмещаются чиновниками, несмотря на то что отечественный бизнес доказывает свою правоту. При этом, военные представители постоянно дислоцируются на предприятиях, используют помещения, оргтехнику и другие ресурсы заводов. Ометим, что нет ни одного военного представителя нашего Министерства обороны на предприятиях иностранных поставщиков, что также ставит отечетсвенных производителей в более уязвленное положение.
- Закрепить безусловный приоритет отечественной продукции перед иностранными поставками! В Законе о ГОЗ и проекте поправок к нему, так и не появилось однозначной, недвусмысленной трактовки того, что отечественный производитель пользуется всемерной поддержкой и его продукция, произведенная в Казахстане, должна приобретаться в первую очередь и обладать преимуществом перед иностранными аналогами.
- Сделать эффективным и реально работающим Фонд развития ОПК! В Законе о ГОЗ нет никаких механизмов, которые позволили бы сформировать эффективный институт финансового стимулирования и поддержки оборонным предприятиям страны, которые сегодня лишены возможности кредитования, так как ни один банк второго уровня не может инвестировать в военное производство. Поручение Главы Государства в этой части, также осталось неисполенным.
В связи с вышеизложенным, считаем проведенную работу по подготовке поправок к Закону «Об оборонной промышленности и государственном оборонном заказе» тенденциозной и не отвечающей интересам отечественных производителей в оборонной сфере, не отвечающим задачам, поставленным Верховным Главнокомандующим, и требуем выполнения поручений Президента Республки Казахстан!
Ассоциация предприятий
Оборонно-промышленного комплекса